Как влияет репертуар на личность актера
Вся жизнь актера – это путешествие длиною в жизнь, где актер стремиться через множество ролей найти и сыграть свою единственную роль, раскрывающую его истинную сущность.
Часто можно услышать даже от выдающихся актеров, что к финалу их жизни, остается неосуществленной мечтой несыгранная роль, которую они очень хотели, но не успели сыграть. Они жили надеждой, что именно в этой роли обретут себя и сыграют ее в совершенстве. А собственная роль в личной жизни – это зачастую отсутствие толпы поклонников и зрителей, и сам актер является своим собственным единственным зрителем. В частной жизни часто приходится идти на непопулярные поступки, принимать ограниченные решения и порой идти на конфликт с собой и со всем миром. Именно собственная роль, может лишить всякой симпатии со стороны окружающих людей, а актер не может пережить в своей жизни игру в «пустом зале».
Поэтому хороший актер, как правило, живет в «клетке» играемых им ролей. Чтобы выглядеть естественным и достоверным перед зрителем, ему необходимо сродниться с персонажем и буквально стать им, как говорится, до кончиков своих волос. Так, на время, он как бы предоставляет свое тело другому лицу – герою в кино, на театральных подмостках, и тело оживает физически и эмоционально, но уже другая «личность» на сцене управляет им и живет в нем. Именно поэтому церковь с неодобрением относится к многоликому лицедейству…
Играемые актером персонажи, бывают очень разные. Одни могут обогащать и возвеличивать его, другие – разрушают и обедняют. Поэтому жизненно важен гармоничный баланс, в котором на каждую роль можно сыграть противоположную. Иначе, актер многие годы находится в «тени» играемой им роли: коллеги по цеху видят в нем именно «того» персонажа, окружающие люди часто называют именем киногероя и приписывают все его вымышленные качества. А его истинная человеческая сущность отодвигается на задний план, и мало кого интересует. Так часто в итоге многолетней профессиональной деятельности он сам не может уже разделить, где он в своей реальной повседневной жизни, а где он еще играет героев из своего репертуара. Конечно, для актера потеря гибкости, пластичности в преображении, может быть причиной профессиональных и личных разочарований. Он не может стать универсальным, т.е. играть злодеев и добрых героев, комедиантов и драматических любовников с одинаковым мастерством. И на сцене, к нему пристает: «это только лирический актер» или «ему только в боевиках играть». Эму предлагают только однообразные, одноплановые роли, и он лишается возможности играть противоположности своим обычным ролям. Такой перекос, может существенно нарушить его внутренний психический баланс. Со временем тогда развивается только та часть его личности, которая поддерживается овациями и признанием внешнего зрителя. А другая, не проигранная на сцене – страдает и тщательно скрывается им от людей, что порой приводит к алкоголизму, наркомании, тяжелым заболеваниям, потери смысла жить дальше…
Если актеру удается сохранять многоликость и играть разноплановые роли, появляется возможность компенсировать его внутренние переживания. Такой актер более психологически устойчив в повседневной жизни, как правило, дольше живет и легче справляется с жизненными трудностями. Он играет свои роли, как бы, «изнутри», обогащая их своей внутренней психической жизнью. И это умение проживать свои внутренние состояния на сцене, и даже усиливать их, за счет присоединения своих личных переживаний к переживаниям героя, помогают разрешать его собственные внутренние конфликты. При этом часто такие актеры в конце жизни замечают, что сыграв множество различных ролей на сцене, они никогда не сыграли самую главную на свете роль – свою собственную жизнь. Что вся жизнь прошла не в реальности, а на сцене…
С другой стороны, ограниченный спектр ролей позволяет воплотить в реальной повседневной жизни то, что недоступно на сцене. Если, к примеру, актер на сцене, нежный, страстный и легкомысленный любовник, то в личной жизни он может открыть в себе ответственного, прагматичного и расчетливого бизнесмена. В этом случае в реальной жизни он будет ориентироваться не на признание своих возможностей перевоплощаться в других, а на собственное умение играть себя истинного, справляющегося не с искусственными придуманными декорациями и сюжетами, а с требовательной и жесткой реальностью. Он сможет создать пространство для собственного личностного пути, развивающего его душу и тело. И тогда актерское искусство, станет лишь частью его жизни, не затмевающей саму жизнь.
К сожалению, часто бывает так, что хороший актер кладет на сценический алтарь всю свою жизнь и не принадлежит себе. Как говориться, хороший актер, всегда народный…
Игорь Арсеньевhttp://bignames.org.ua